RU | EN

Газовая смазка

Подшипники и подпятники скольжения, трущиеся поверхности которых разделены тонким слоем газа, еще пятнадцать лет назад рассматривались скорее как технические курьезы, чем как одно из самых радикальных решений проблемы повышения скоростей быстроходных роторов и функционально близких к ним частей машин. Но уже через пятнадцать лет в быстро развивающихся отраслях новой техники, таких как машиностроение, для производства расцепляющихся материалов, вычислительной техники, электронном машиностроении и т.п. опоры скольжения смазываемые газом, оказались наиболее перспективными и начали вытеснять другие типы подшипников. Затем газовая смазка стала перекочевывать и в более старые отрасли машиностроения: точное приборостроение, криогенное машиностроение, станкостроение и даже текстильное машиностроение, как только появилась необходимость в форсировании рабочих режимов соответствующих устройств.

 

В настоящее время технологические и конструктивные трудности при изготовлении газовых подшипников уже не являются серьезным препятствием к их самому широкому распространению не только в легконагруженных опорах, но и в опорах, несущих нагрузку около тонны. Что же касается преимуществ применения газа как смазочной среды, то они несомненны, так как в широком диапазоне изменения температуры и давления вязкость газа изменяется незначительно. Его свойства не меняются в условиях повышенной радиации и, что еще очень важно, эксплуатация газовых подшипников в быстроходных машинах не требует применения сложных и дорогостоящих устройств для охлаждения смазки, как это имеет место в опорах жидкостного трения.

 

Константинеску В.Н. Газовая смазка // М: «Машиностроение» — 1968 г.